Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
3 Декабря 2021

"Ты послан в мир, чтоб сделать его лучше"

Международный день инвалидов отмечается 3 декабря. В 1992 году Организации Объединенных Наций провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. На детской площадке, в детском саду или на дополнительных занятиях ребёнок может встретить слабослышащего или слабовидящего ребёнка. Чтобы сделать общение детей комфортным, лучше заранее рассказать об инвалидности. Кроме того, дети-инвалиды не редкость, их можно встретить в любом дворе и на любой детской площадке, поэтому даже обычному ребёнку важно понимать, что такое инвалидность.  Блогер, правозащитник Айман Экфорд, объясняет, как начать с ребёнком этот разговор и почему это важно.
Итак, вот несколько  способов объяснить ему эту непростую тему.
1. Обращайте внимание, что все люди разные
Инвалидность связана с особенностями работы тела и мозга. Чтобы понять это, важно знать, что люди разные. Обратите внимание, что у людей может быть разный цвет глаз и разный цвет кожи. Что у людей бывает разное мнение: ваш любимый цвет может быть красным, а любимый цвет ребёнка — зелёным. Это нормально, и этого не стоит стыдиться. Обращайте внимание на подобные вещи во время повседневных разговоров, обсуждения фильмов и книг, пересказов историй из жизни.
2. Говорите, что у всех есть сильные и слабые стороны
Может быть, вы прекрасный бегун, а вот бабушке сложно даже подняться по лестнице. Зато она печёт пироги намного лучше вас. Возможно, лучший друг вашего ребёнка сам научился читать и не расстается с книгами, а ваш ребёнок с трудом различает буквы, но зато знает наизусть фрагменты любимых мультфильмов. Замечайте такие простые повседневные отличия. Говорите, что никто не идеален, что люди не могут уметь всё, что у всех есть свои ограничения, у всех есть свои ограниченные возможности.
То, что ты не можешь преуспеть в одной области, не значит, что ты ни на что не способен в другой. Это хорошая база для понимания инвалидности
Если ребёнок поймёт эти простые истины, он сможет понять и то, что неговорящий аутичный ребёнок с детства может отлично понимать, что происходит вокруг него, и иметь уникальное мнение о происходящем, даже если он и не показывает это внешне. Или что человек может быть гениальным физиком, но при этом для передвижения ему нужна инвалидная коляска.
3. Поговорите о несправедливости на примере выдуманных историй
Предложите ребёнку представить, что он попал в параллельный мир (на другую планету, в сказочную страну), где все люди глухие. Пофантазируйте, как вокруг всё было бы громко и шумно, потому что никто бы не задумывался, что шумящая техника может кому-то мешать. Представьте, что могло бы сделать общество и государство, чтобы слышащему человеку стало проще. Например, выдавать ему наушники, чтобы он мог ходить на работу, к врачу или в школу. Порассуждайте, как другие люди смеялись бы над человеком, который может слышать, потому что не понимали бы его, и, возможно, слышащему человеку стало бы так страшно, что пришлось бы обращаться к психологу. Скажите, что в мире глухих слышащий человек был бы инвалидом, хоть в нашем он не считается больным.
Очень важно помнить, что инвалидность и болезнь — абсолютно разные вещи
Болезнь — это то, что причиняет страдание. Болезнями занимаются врачи. Инвалидность — это юридическое и социальное понятие, означающее, что человеку нужна доступная среда. Многие аутичные люди не считают себя больными. Они не думают, что аутизм сам по себе им мешает, но признают, что в нынешнем обществе, созданном неаутистами, им нужна доступная среда. Поэтому некоторые виды болезней не могут считаться инвалидностями, а некоторые виды инвалидности — болезнями.
4. Не пресекайте вопросы об инвалидности
Если ребёнок показывает пальцем на женщину с собакой-поводырём, не кричите на него. Не говорите о ней шёпотом, чтобы у ребёнка не сложилось ощущение, что быть незрячим — это нечто позорное и страшное, о чём можно говорить только очень-очень тихо. Лучше объясните, кто такие незрячие люди, зачем им собаки-поводыри и что эти собаки умеют делать.
5. Объясните, почему нельзя смеяться над инвалидами
Если ребёнок смеётся над кем-то, кто выглядит или ведёт себя странно, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя. Напомните, что ему самому не понравилось бы, если бы другие вели себя так с ним. Например, если ребёнок смеялся над человеком маленького роста, скажите ему, что ему бы не понравилось, если бы высокие ребята подняли его на смех. Или если ребёнок смеялся над кем-то с синдромом Дауна, заметьте, что он людям с синдромом Дауна может казаться таким же странным, как они ему.
6. Признавайте, что любой человек может стать инвалидом
После того как слово «инвалидность» вошло в обиход и ребёнок понял, что над инвалидностью нельзя смеяться, скажите ему, что все мы можем стать инвалидами в тот или иной момент жизни. У всех могут быть дети-инвалиды или друзья-инвалиды, поэтому проблемы прав инвалидов и нормального отношения к ним касаются всех.
7. Не скрывайте инвалидность от ребёнка
Если у кого-то в семье есть инвалидность, хронические заболевания или ментальные расстройства, не скрывайте это от ребёнка. Он не должен думать, что инвалидность или проблемы со здоровьем — это что-то постыдное, что человек должен скрывать, чем и за что он несёт ответственность.
Вечерами можно читать с ребенком книги о жизни, чувствах и поступках детей с инвалидностью. Они помогут вам донести до ребенка довольно глубокие мысли, почувствовать сострадание, проникнуться пониманием.
•    Николай Назаркин, «Изумрудная рыбка. Мандариновые острова» (6+)
•    Сюзен Кулидж, «Что Кейти делала» (12+)
•    Стефан Каста, «Лето Мари-Лу» (16+)
•    Шэрон Дрейпер, «Привет, давай поговорим» (12+)
•    Владислав Крапивин, «Та сторона, где ветер», «Самолёт по имени Серёжка" (6+)
•    Михаил Самарский, «Радуга для друга» (12+)
•    Альберт Лиханов, «Мальчик, которому не больно», «Солнечное затмение» (6+)
•    Юрий Ермолаев, «Дом отважных трусишек» (6+)
•    Екатерина Мурашова, «Класс коррекции» (12+)
•    Дж. Паласио, «Чудо» (6+)
•    Алан Маршалл, «Я умею прыгать через лужи» (6+)
•    Биржа Мюллер, «Планета Вилли» (3+)
•    Мария Гаярдо, Мигель Гаярдо, «Мария и я»
•    Джин Литтл, «Неуклюжая Анна»
•    Моррис Глейцман, «Болтушка»